сегодня19марта2024
Ptiburdukov.RU

   История это наука об освобождении себя из границ субъекта и объекта.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Вчера (04 июня) 5 июня Завтра (06 июня)


95 лет назад (в 1929 г.) созданы МТС


5 июня 1929 года Совет труда и обороны (СТО СССР) принял постановление о повсеместном создании МТС - машинно-тракторных станций.

Машинно-тракторная станция, МТС, - крупное государственное социалистическое сельскохозяйственное предприятие, оснащенное машинами для технической и организационной помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия сельскохозяйственного производства (тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины) для обслуживания колхозов.

Первый опыт применения МТС был осуществлен в 1928 на базе тракторной колонны совхоза имени Шевченко Березовского района Одесской области, но массовое строительство МТС на всей территории страны развернулось после постановления Совета труда и обороны от 5 июня 1929 "Об организации машинно-тракторных станций". Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Основной производственной единицей МТС была тракторная бригада. МТС сыграли важнейшую роль в борьбе за социалистическое переустройство деревни, в создании и упрочении колхозного строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства, в производственной смычке между городом и деревней.

Почтовая марка, 1956 год

Средства производства (тракторы, комбайны, машины и механизмы) МТС принадлежали государству. Этими средствами производства МТС на договорных началах выполняли сельскохозяйственные работы в колхозах.

Взаимоотношения между МТС и колхозами строились на основе договора. СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении от 25 июня 1933 г. установили, что типовой договор машино-тракторной станции с колхозами и заключенные на его основе договоры МТС с колхозами имеют твердую силу закона, обязательного к точному и безусловному исполнению как колхозами, так и машино-тракторными станциями и никакие уклонения от обязательств по договору МТС с колхозами, ни со стороны колхозов, ни со стороны МТС не должны быть допущены ни под каким видом. Согласно утвержденному правительством СССР примерному договору машино-тракторных станций с колхозами, колхозы обязаны за сельскохозяйственные работы, проведенные МТС на полях колхозов, производить оплату натурой (сельхозпродукцией) в определенном установленном проценте от урожая. Эта натуральная оплата колхозами услуг МТС имела важнейшее значение как для содержания и усиления существующих МТС, так и для покрытия расходов государства по созданию новых МТС. Понятно, что без такой оплаты государство не могло бы содержать МТС, а МТС не могли бы выполнять сельхозработы в колхозах.

С организационно-хозяйственным укреплением колхозов форма их производственно-технического обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производительных сил сельского хозяйства. Февральский 1958 года пленум ЦК КПСС признал необходимым изменить прежний порядок производственно-технического обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технические станции. Рекомендации пленума законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верховного Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958—59 гг. колхозы купили тракторов, машин и оборудования на 32 млрд. рублей (в том числе эксплуатировавшихся ранее в МТС — на 18 млрд. рублей).

Опыт строительства МТС при организации крупного сельскохозяйственного социалистического производства в СССР использован в ряде других социалистических стран в соответствии с их историческими условиями и особенностями развития сельского хозяйства.

По данным «Большая советская энциклопедия»


Всем же известная ныне компания МТС - Мобильные Телесистемы, - была образована в октябре 1993 года в форме закрытого акционерного общества её учредителями: ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова