сегодня18апреля2024
Ptiburdukov.RU

   История - собрание фактов, которых не должно было быть.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


семейство Файдыши-Крандиевские

Повесть о Файдышах-Крандиевских

Давным-давно, более ста лет тому назад совсем еще юный учащийся московского реального училища Петр Файдыш, шутя, играючи начертал на клочке бумаги дружеский шарж на соученика или соученицу. Рисунок всем понравился: «Давай еще!..» Так это было или иначе, в любом случае рука его неотвратимо потянулась к карандашу. И мог ли он предположить, что сделанный им первый легкий штрих на бумаге не только ознаменует творческую его судьбу, но и отзовется художническим талантом в последующих поколениях.

Творческий тандем

Судьба Петра Файдыша сложится счастливо и трагически. По окончании реального училища поступит он, преодолев жесточайший конкурс, в Училище живописи, ваяния и зодчества (1909 г.) - на архитектурное отделение. Это было весьма престижное художественное учебное заведение. Счастье ведь! Но скоропостижно умрет отец - в 51 год. Семья (семеро детей) фактически останется без средств существования. Благо, Савва Морозов, известный российский фабрикант, всячески будет поддерживать вдову в знак уважения к покойному ее мужу Петру Степановичу, служившим у него управляющим.

В Училище живописи ваяния и зодчества Петр Файдыш встретит свою любовь: Надю Крандиев-скую, девушку из литературной семьи (мама - писательница, отец - издатель). Надя тоже его полюбит, будучи, как сама говорила, буквально ослепленной своим избранником: мужественное лицо, золотистые волосы, голубые глаза. Но так выйдет, что на два года ей придется оставить Москву: дальний богатый родственник предпо-житей обучение в Париже у знаменитого скульптора Бурделя. У Бурделя в то время занималась Вера Мухина. Обе потом наряду с Анной Голубкиной, Беатрисой Сандомирской и Екатериной Белашовой составят звездную плеяду русских женщин-скульпторов...

Надежда Крандиевская

Н.В. Крандиевская

Поженятся Петр Файдыш и Надежда Крандиевская уже во время Первой мировой войны. На фронт Петр уйдет добровольцем. Будет тяжело ранен. Лазарет, госпиталь и... Георгиевский крест. И любимая жена.

Послереволюционные годы... В новую жизнь входить было трудно. Петр давал частные уроки, сотрудничал с журналами, поставляя им карикатуры на советских чиновников-бюрократов (вот где в полной мере проявился его карандаш шаржиста), создавал костюмы к спектаклям Художественного театра.

Редкими заказами перебивалась и Надежда. Из не заказных ее работ особо выделяется мраморный (повторенный затем в бронзе и керамике) скульптурный портрет Марины Цветаевой, с которой Надежда была дружна. Родились дети: Андрей (1920 г.) и Наталья (1923 г.).

Жили на Арбате, в Хлебном переулке. Москва в те годы переживала острейший жилищный кризис из-за нахлынувшего в нее люда.

П.П. Файдыш

П. П. Файдыш. 1914 г.

Квартиры стали уплотнять, превращая их в коммуналки. Постигла эта участь и квартиру Файдышей. Сразу несколько комнат пришлось освободить. Теснота - ладно, для работы места не осталось.

И тут прослышали они про поселок Сокол, что на окраине Москвы. Поехали, посмотрели. Конечно, искреннее порадовались творчеству зодчих: что ни коттедж, то уникум. Но тут уж было не до коттеджа. Довольствоваться пришлось одноэтажным домиком, где некогда размещалась поселковая контора, а теперь проживал сторож с семьей. Предложили ему поменяться на московское жилье. Он с радостью согласился. Еще бы! Вода, газ, центральное отопление.

Так Файдыши оказались в поселке Сокол - Петр Петрович, Надежда Васильевна, их дети, бабушка Анастасия Романовна. И тут же приступили к строительству мастерской. А уже пошли заказы. У Надежды Васильевны это были в основном скульптурные портреты революционных деятелей, героев Гражданской войны: Буденного, Фурманова, Чапаева, Демьяна Бедного...

Петра Петровича задействовали в проектировании Библиотеки имени В.И. Ленина. Участвовала в этом проекте и Надежда Васильевна. Несколько скульптур на крыше здания - ее работа.

Жизнь налаживалась. Радовало и то, что дети, Андрей и Наталья, потянулись к искусству, пробуя себя в разных жанрах. И тут - война.

Война страшна сама по себе, но и новый удар: арест Петра Петровича. 58-я статья - антисоветская пропаганда. Дескать, немецкий шпион. Припомнили и то, что был в плену в годы Первой мировой войны. Ну и что из того? Тогда многие прошли через германский плен. Но донос есть донос. Петра Петровича увезли. Больше семья его не видела. В 1943 году он умер в лагере. Где похоронен, неизвестно. Реабилитирован посмертно, как это обычно бывало...

Взлет

Дети не обманули ожиданий родителей: Андрей стал известным скульптором, Наталья - живописцем. Оба окончили Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.

Творчество Андрея Петровича - ошеломляющий взлет, под стать космическому, неспроста поэтому такой близкой для него станет тема космоса. Но это потом. А пока в бригаде скульпторов под руководством Н. В. Томского он участвует в создании фигур для московских высоток, станций метрополитена, разрабатывает барельефы на историко-революционную тему. Потом были - памятник героям гражданской войны В Хабаровске, памятник брянским партизанам. В 30 лет он стал лауреатом Сталинской премии.

Но увлекла космическая тема. Он создает памятник К.Э. Циолковскому в Калуге, бюсты С.П. Королеву, космонавтам П.И. Беляеву, А.Л. Леонову, В.М. Комарову. Апофеозом же его творчества станет монумент «Покорителям космоса» у станции метро «ВДНХ», за что он будет удостоен Государственной премии СССР.

А.П. Файдыш за работой

А.П. Файдыш за работой

Работал Андрей Петрович много, не щадя себя. И сердце не выдержало: в 1967 году он умер. В 47 лет...

Всю себя посвятила искусству и его сестра Наталья Петровна: портреты, пейзажи, натюрморты. Картины ее можно увидеть в Музее Москвы, в Центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, в художественных музеях Симферополя, Владивостока. Немало картин хранится в частных коллекциях в России и за рубежом.

Жена Андрея Петровича Лидия Ильинична Ольшанецкая была живописцем и театральным художником. Ее пейзажная лирика буквально очаровывала всех. Навсегда увековечила она и уголки Сокола.

Марина и Татьяна

В доме, где царит дух творчества - разговоры о рисунке, причудах акварели, игре цвета, волнующие запахи краски, глины, зовущая белизна холста, где всегда пример старших, - невольно потянешься к карандашу, кисти. Да, дочери Андрея Петровича и Лидии Ильиничны - Марина и Татьяна - стали художниками. Это уже внучки Петра Петровича Файдыша и Надежды Васильевны Крандиевской.

- Бабушка была очень красива, - рассказывает Марина. - За ней сам Маяковский ухлестывал, который тоже учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Как-то пригласил ее на лыжную прогулку, и она, тогда еще просто Надя, спускаясь со склона, повредила ногу. Маяковский на руках отнес ее домой, чем немало удивил ее родителей...

- А сестра бабушки Наталья Васильевна Крандиевская была замужем за писателем Алексеем Толстым, - добавляет Татьяна. - Это была скоротечная любовь. После женитьбы они уехали в Европу. Там родились сыновья. Вернулись в страну только через двадцать лет, в 34-м. Толстой уже был известным писателем. Кстати, прообразом Телегина в его романе «Хождениям по мукам» стал наш дедушка Петр Петрович, а Катей и Дашей - соответственно наши бабушки Надежда и Наталья Васильевны Крандиевские. Так вот, вернулись Толстые, и вскоре Алексей Николаевич ушел из семьи. Грустная история. А любила его Наталья Васильевна до последних дней своих. Посвящала ему стихи. Для нее вся жизнь стала поистине хождением по мукам...

А.П. Файдыш с женой Л.И. Ольшанецкой и дочерьми Мариной и Татьяной

А.П. Файдыш с женой Л.И. Ольшанецкой и дочерьми Мариной и Татьяной

О себе Марина и Татьяна рассказывают скупо. Да, всецело посвятили себя живописи. Много выставлялись - в стране, за рубежом. Премии, награды, звания (Татьяна - член-корреспондент Российской академии художеств). Картины их приобрели художественные музеи многих городов России и зарубежья, а также частные коллекционеры.

Муж Марины Юрий Мачерет тоже художник (и тоже выпускник Суриковского института). Награжден медалью Академии художеств СССР.

А что же четвертое поколение?

Это - дети Марины и Татьяны: Андрей Мачерет и тройняшки Саша, Кирилл и Мария Саленковы. Как сами они говорят, сколько себя помнят - всегда рисовали. И неудивительно. Рядом за мольбертом - родители; в доме - беседы о великих художниках, о стилях и направлениях в живописи. Совместное посещение выставок. И, конечно же, рассказы о прадедушке и прабабушке - Петре Петровиче Файдыше и Надежде Васильевне Крандиевской, о стремительном и ярком, словно полет кометы, творческом пути их дедушки Андрея Петровича...

Мир художничества, мир искусства - это их мир. Саша окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова - факультет теории и истории искусства, потом - магистратуру Высшей школы экономики. Культуролог.

Кирилл тоже шел по нарастающей: колледж художественных ремесел, ГИТИС. Специальность - художник по сценическому костюму.

Долго искала себя Маша. В детстве, стройная, гибкая, легкая, она мечтала о художественной гимнастике. Но родители рассудили иначе: уж лучше - балет. Данные-то есть. Так оказалась она в Академии хореографии при Большом театре. Успешно окончила ее (а это восемь долгих лет) и устроилась в Кремлевский балет. Но спустя какое-то время оставила сцену. Как сама говорит, кровь позвала: поступила на факультет графического дизайна Московского университета технологии управления.

Но что поделать? Жгуче заскучала по балету. Оставила вуз и стала преподавать балет в частных студиях. Год прошел, и с грустью констатировала: нет, не то. А уж когда брала в руки карандаш, бумагу, сердце трепетало от радости. И восстановилась на тот же факультет - графического дизайна. Теперь твердо уверена: будет дизайнером. Как ее двоюродный брат Андрей Мачерет. Правда, с выбором профессии он сразу определился, еще в Колледже архитектуры и строительства и затем - в Университете машиностроения. Теперь - автомобильный дизайнер. Специальность, прямо скажем, редкая. Но востребована ли? «Востребована, - считает Андрей. - Российский автопром развивается и еще покажет себя...»

Таковы они, юные продолжатели истории Файдышей-Крандиевских. И пусть напрямую не пошли по их стопам, но переняли у них главное: любовь к изобразительному искусству, к искусству в целом.

Николай Соляник, газета посёлка Сокол города Москвы, № 28, май 2018 г., с.3

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова