сегодня28марта2024
Ptiburdukov.RU

   История не должна унижать себя до того, чтобы сделаться отголоском современных дрязг.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Александр Александрович Алябьев

Русский композитор Александр Александрович Алябьев родился 4 (15) августа 1787 года в городе Тобольске.

Василий Андреевич Тропинин – Портрет композитора Александра Александровича Алябьева. 1840-е гг

Портрет композитора А.А. Алябьева
В.А. Тропинин, 1840-е гг.

Он принадлежал старинном дворянскому роду, служившему ещё отцу Ивана Грозного. Батюшка его был гражданским вице-губернатором Тобольска, сенатором, а потом занимал ещё более важные государственные посты – был главой Берг-коллегии, сейчас бы сказали – министром горнодобывающей промышленности. Был он меценат, покровитель наук и искусств, открывший первую в Сибири типографию, где были отпечатаны первые сибирские журналы. Именно Александр Алябьев-старший помогал ссыльному поэту Сумарокову и прозаику Радищеву. Основатель первого в Сибири театра, он сумел дать своему сыну блестящее домашнее образование и привить глубокую любовь к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный "Большой полонез" (1810 г) - первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.

Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. В 1812 году ушел воевать с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, он был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. После окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке. В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве - театральной жизнью. Даже "Торжество муз" на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с А.Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем.

По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники - композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра с 1825 г. шли его оперы "Деревенский философ", "Лунная ночь", балет "Волшебный барабан".

Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. Хотя вина Алябьева в убийстве была не доказана, он был признан виновным в «запрещенной игре, побоях и пьянстве» и «как человек, вредный для общества» приговорен к лишению чина, дворянства, знаков отличия и в 1827 году был сослан в Сибирь - обратно в Тобольск, далёкий и холодный сибирский город, где когда-то прошло его счастливое детство.

Уголовное дело в отношении Алябьева до сих пор остается загадкой. 24 февраля 1825 года в квартире Алябьева в Леонтьевском переулке шла карточная игра. В возникшей ссоре Алябьев нанес две пощечины одному из партнеров – воронежскому помещику Времеву. Конфликт удалось погасить, и Времев отправился домой, пообещав «уладить историю как подобает порядочному человеку». Однако спустя три дня он неожиданно покинул Москву, отправившись в свое поместье, и на постоялом дворе в подмосковном селе Чертаново неожиданно умер.

При первичном освидетельствовании врач утверждал, что «смерть последовала вследствие апоплексического удара». Формально оснований для уголовного преследования не было, однако через некоторое время началось следствие, тело Времева было эксгумировано и появилось второе заключение от того же врача, где говорилось, что причиной смерти явился разрыв селезенки, произошедший из-за побоев.

Впоследствии Петр Вяземский иронизировал по поводу этой истории: «Вот как в Москве проводят и убивают время», намекая на фамилию погибшего - Времев.

В конце марта Алябьев и муж его сестры Николай Шатилов, который тоже принимал участие в карточной игре, были арестованы. Обер-прокурор московского департамента сената Степан Жихарев был известен как взяточник (в 1839 году он лишился своей должности из-за взяток). Жихарев, понимая, что обвинение в убийстве ложно, стремился уличить Алябьева и Шатилова в организации «игрецкого общества», что запрещалось законом.

Слуги Алябьева, первоначально давшие показания в пользу своего хозяина, потом отказались от них, заявив, что Алябьев подговорил их соврать, обещая дать вольную. Вскоре после процесса слуги были выкуплены правительством и получили вольную, что позволяет заподозрить, что они были вознаграждены за участие в процессе. Предполагают, что столь суровое наказание по отношению к Алябьеву было вызвано тем, что он дружил со многими будущими декабристами.

Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им в 1828 г. был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: "Зимняя дорога", "Иртыш", "Два ворона". Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.

Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком "Кавказский певец". Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике "Голоса украинских песен", что так полюбился Н. В. Гоголю. В музыкальном салоне друга композитора, знаменитого Александра Грибоедова многие произведения Алябьева исполнялись впервые. Власти "прощали" Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в обеих столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как "Нищая", "Деревенский сторож", "Изба". И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.

Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Его биография впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как "Соловей" на стихи Дельвига или "Нищая" на стихи Беранже. Александр Пушкин был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.

Талантом композитора восторгался сам гениальный Глинка, написавший на его всемирно известного «Соловья» свою превосходнейшую, но, к сожалению, последнюю оркестровую партитуру. Алябьевского «Соловья» исполняла в сцене музыкального урока великая певица Полина Виардо в «Севильском цирюльнике». Его перекладывал в фортепианную пьесу сам Ференц Лист. Его концертные обработки делали композиторы Дюбюк, Вьетан и множество анонимов. Алябьев – автор шести опер, множества превосходных музыкальных комедий, аранжировок несметного количества самобытных песен народов России и огромного количества чудесных, нежнейших и глубоко затрагивающих русскую душу минорных романсов, число коих, по разным источникам, простирается чуть не до 180. Какой русский человек не слыхал «Зимнюю дорогу» или «Вечерний звон»? Тексты его романсов – это стихи прекраснейших, в большинстве своём русских поэтов, а его замечательная церковная музыка выше всяческих похвал. Его божественная «Литургия ре-минор Иоанна Златоуста» – одно из величайших произведений того времени.

Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них - ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва. Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева - декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.

Наследие Алябьева для театра - демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них - и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской "Русалки", к шекспировским "Буре" и "Виндзорским проказницам" тоже музыку написал композитор Алябьев. Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках - русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых - знаменитая литургия.

Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей "нетленки", наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство - всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, "Соловей" на стихи Дельвига.

Даже невыносимые ложные обвинения не сломили душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов. Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы - "Я вас любил". Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.

Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева - "Изба", "Кабак", "Деревенский сторож" - были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, "Колокол", Англия - все это знают и помнят.

Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская "Буря", и "Эдвин Оскар" по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера "Аммалат-бек" по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи "На Кавказ слетелись тучи". Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все - Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.

22 февраля (6 марта) 1851 г. в возрасте 63 лет, А. А. Алябьев скончался в своем доме на Новинском бульваре. Он был похоронен в Симоновом монастыре, в фамильном склепе, рядом с могилой отца. Жена пережила его на три года и была похоронена там же. Склеп Алябьевых находился в северной части монастыря, около церкви Сошествия Св. Духа, переосвященной впоследствии во имя преподобного Александра Свирского.

Некрополь Симонова монастыря начали уничтожать в 1927 г. Могила композитора А. А. Алябьева была отмечена для переноса в списках могил и надгробий известных деятелей науки и культуры. Но как известно, из Симонова монастыря перенесены на Новодевичье кладбище были лишь могила поэта Д. В. Веневитинова и прах С. Т. и К. С. Аксаковых. Окончательное уничтожение всего остального некрополя, в том числе и могилы А. А. Алябьева, произошло при варварском взрыве большей части Симонова монастыря, 21 января 1930 года.

В 1962 году бывший Филёвский переулок в Москве был переименован в улицу, которая названа в честь великого композитора Александра Александровича Алябьева.

В настоящее время в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове на символической могиле композитора Александра Алябьева установлен памятный крест 24 февраля 2009 года. Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в Московской филармонии, где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения "Вариации для скрипки с оркестром", "Третий струнный квартет" и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы - хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена. С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.

11 фактов об Александре Алябьеве

  1. Род Алябьевых ведет начало от Александра Алябы, который в XVI веке приехал из Литвы и поступил на службу к московскому князю Василию.

  2. Во Франции Александр Алябьев взял в плен адъютанта наполеоновской армии Бертье с важными документами.

  3. Когда 6 января 1825 года открылся восстановленный после пожара Большой театр, в честь этого события был исполнен драматический пролог «Торжество муз» на музыку Алексея Верстовского, Александра Алябьева и Фридриха Шольца.

  4. Знаменитый романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига был сочинен Алябьевым в 1827 году, когда композитор находился в тюремном заключении.

  5. Когда в Тобольск прибыл известный путешественник Александр фон Гумбольдт, Алябьев сочинил в его честь гимн.

  6. Алябьев стал одним из героев романа Александра Писемского «Масоны».

  7. Певица Полина Виардо выступая в роли Розины в опере «Севильский цирюльник» в сцене урока пения исполняла романс Алябьева «Соловей».

  8. Романсы и песни Алябьева были столь любимы публикой, что композитора называли «Русским Шубертом».

  9. В повести «Детство», описывая своего отца, Лев Толстой пишет: «Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепиано, романсы приятеля своего А…». Инициал А… обозначает Алябьева, который действительно был дружен с Николаем Ильичом Толстым.

  10. Из шести опер сочиненных Алябьевым при его жизни была поставлена только одна.

  11. Дом Алябьева (Новинский бульвар, 7, строение 2) считался памятником архитектуры и истории, но в 1997 году сгорел в результате поджога.

Композитор 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова