сегодня19марта2024
Ptiburdukov.RU

   История умалчивает о многих историях.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

2 июля 1840 года (184 года назад) родился выдающийся кораблестроитель Павел Кузьминский


Павел Дмитриевич Кузьминский, русский инженер и изобретатель, выдающийся кораблестроитель, изобретатель газовой турбины, родился 2 июля 1840 г. (20 июня ст.ст.) в станице Усть-Лабинской Херсонской губернии.

Павел Дмитриевич Кузьминский

Павел Дмитриевич Кузьминский

В 1864 году он окончил Морской корпус в Санкт-Петербурге, служил на флоте до 1884 году, был корабельным инженером-механиком, старшим механиком Болгарской флотилии на Дунае в городе Русе (1884-1885). Там же в Болгарии преподавал механику в земледельческом училище «Образцов чифлик» в Русе (1886—1888). Кузьминский стал основоположником и первым распорядителем морской библиотеки и Военно-морского музея в Русе (1884), а также учредил первое Болгарское техническое общество в Русе (май 1885) и стал автором его устава.

До 1894 года П.Д. Кузьминский работал на Балтийском судостроительном заводе. Он был одним из организаторов создания воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Ныне, на доме, где жил Павел Дмитриевич в 1893 году (6-я линия Васильевского Острова, 37), находится мемориальная доска с его именем.

Занимался вопросами механики корабля, теплотехники, гидромеханики, воздухоплавания. В 1880-1882 годах Кузьминский совместно с Д.И. Менделеевым занимались изучением законов вязкого трения. В области теплотехники Павел Дмитриевич доказал эффективность сжатия рабочей смеси для двигателей внутреннего сгорания (1862), предлагал использовать комплексные силовые установки с несколькими рабочими телами как наиболее выгодными (1862), предложил к использованию в котлах пылеугольного топлива (1865).

Им была разработана новая форма судового корпуса с тетраэдровидной подводной частью. Шлюпка, построенная в 1881 году по данному проекту, показала хорошую маневренность и увеличенную скорость движения. Затем (до 1894) работал на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге. Труды К. посвящены вопросам механики корабля, теплотехники, гидромеханики и воздухоплавания.

В 1881-1884 годах Кузьминский изобрёл и сконструировал гидравлический динамометр.

В 1887-1892 П. Д. Кузьминский сконструировал и построил первую в мире газовую реверсивную турбину радиального типа с 10 ступенями давления. Турбина работала на парогазовой смеси, получаемой в созданной опять же Кузьминским в 1894 году камере сгорания - «газопаророде». Из-за смерти изобретателя испытания турбины не были завершены, но работа оказала заметное влияние на развитие водного транспорта.

Парогазовая турбина Кузьминского. Первая в мире установка, в которой рабочим телом служила смеcь продуктов сгорания топлива с водяным паром, была создана в России (1892—1900 гг.) офицером Военно-Морского Флота П. Д. Кузьминским (рис. 2). Эта установка с монарным циклом, работавшая при постоянном давлении горения, предназначалась для быстроходного катера. В камере сгорания, экранированной парогенерирующим змеевиком, сжигался керосин. Смесь его продуктов сгорания с водяным паром совершала работу в турбине радиального типа. Давление воздуха на входе в камеру сгорания было около 10 ата, воды на входе в змеевик — около 50 ата. Отсутствие в то время жаропрочных сталей не позволяло создать камеру сгорания и другие элементы установки, способные длительно работать при высокой температуре. К.п.д. установки был невысок — около  3%.

Канаев А.А., Корнеев М.И. Парогазовые установки. Конструкции и расчеты. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние). 1974.
Фрагмент стр.6

В 1893 году совместно с инженером Н. Ф. Пашининым Кузьминский работал над проектом прямоточного котла с принудительной циркуляцией и сепаратором пара.

В области воздухоплавания им было создано несколько проектов аппаратов тяжелее воздуха, ни один из которых создан не был. Один из них, известный под названием «Руссолет», с двумя коническими спиральными вертикальными винтами «руссоидами», или «руссоидальными винтами», судя по эскизам в «Записках Русского технического общества», представлял собой двухвинтовой вертолёт , по другим же источникам один винт был направлен вверх, а другой вперёд. Проект не был завершён, так как все отпущенные на него средства Кузьминский потратил на создание опытного двигателя, полагая, что создание лёгкого движителя является непременным условием для создания аппарата такого типа.

Более ранний его проект, описанный в мае 1884 г. VII отделу Русского технического общества, представлял собой «крыльчатый аэроплан» на шасси велосипедного типа, с довольно большими колесами установленными в одной плоскости. Тогда же была продемонстрирована пружинная модель этого аппарата: крылья были кинематически связаны с колесами шасси и получали от них колебательные движения вверх и вниз, двигатель вращал колеса.

Кузьминский, работая в Болгарии, вместе с другими русскими специалистами проделал большую работу по превращению множества разнокалиберных судов в полноценный флот, стал главным механиком болгарской флотилии. Он может считаться «отцом болгарского флота». В Болгарии он спроектировал газовую реверсивную турбину радиального действия, опытный образец которой ему удалось воплотить в железе уже по возвращении в Россию. Двигатель, конструкция которого мало чем отличалась от современных многоступенчатых турбин, при относительно небольших размерах выдавал невероятную мощь. Кузьминский не спешил доводить турбину до ума, рассчитывая вначале построить дирижабль, который и будет оснащен новым двигателем. Но неожиданно скончавшись в 1900 г., не успел закончить ни того, ни другого. В противном случае история современной авиации вполне могла бы начаться сразу с реактивных аппаратов, минуя стадию тарахтящих аэропланов. Примерно так же, как Александр Можайским, с которым Кузьминский дружил, фактически стал невольным создателем японского флота.

О болгарском периоде в биографии Кузьминского рассказывают и такую забавную историю. В тот момент когда он в очередной раз находился в море, русско-болгарские отношения сильно ухудшились. Болгарское правительство потребовало от русских офицеров покинуть страну в трехдневный срок, а царь Александр III объявил, что все, кто не успеет покинуть Болгарию в указанный срок, лишатся русского подданства. Кузьминский об этом не знал, и когда он слишком поздно вернулся из плавания и не успел покинуть Болгарию, был лишен российского подданства. Инженер поселился на острове посреди Дуная, на границе Болгарии с Румынией, объявил остров независимым государством, а себя - царем «Павлом-Первым и единственным».

Когда на остров прибывала болгарская полиция, Кузьминский прятался на румынской половине, и наоборот. Таким образом он провел на необитаемом острове почти год. Затем его подданство было восстановлено.

Павел Кузьминский умер 7 (20) апреля 1900 г. в Санкт-Петербурге.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова