сегодня19марта2024
Ptiburdukov.RU

   Всемирная история состоит из биографий гениев и великих мерзавцев.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

10 ноября 1888 года (136 лет назад) родился А.Н. Туполев



А.Н. Туполев
     Андрей Николаевич Туполев — авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, - родился 10 ноября 1888 года (29 октября по старому стилю) в селе Пустомазово Кимрского района Тверской губернии, в семье нотариуса тверского окружного суда по городу Корчеву.

     Получив начальное образование дома, Андрей Николаевич в 1901 году поступил в тверскую гимназию, которую окончил в мае 1908 года. Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. И только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

     В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей (шесть на крыльях и два тандемом над кабиной), полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 75 человек.

     18 августа 1934 г. "Максим Горький" стал флагманом агитэскадрильи им. М. Горького. В агитэскадрилье протекала будничная работа. Все шло хорошо. Материальная часть АНТ-20 работала безупречно. В полете гигант был послушен воле экипажа. Несчастье, как всегда, пришло неожиданно. 18 мая 1935 г. состоялся полет над Москвой, места в чудесной машине заняли ударники, строившие самолет, и члены их семей. Было ясное воскресное утро. Летчики И. Михеев, И. Журов подняли машину в воздух. Самолет "Максим Горький" эскортировали самолеты И-5 и Р-5 с кинооператором на борту. Нарушая все правила безопасности, летчик истребителя И-5 стал выполнять петлю Нестерова вокруг крыла гиганта. Не рассчитав, он врезался в крыло. Погибли 33 пассажира, 12 членов экипажа и летчик самолета И-5. Нелепая катастрофа мгновенно унесла 46 жизней и уничтожила совершенное творение конструкторской мысли. Урны с прахом погибших установлены в стене Новодевичьего кладбища.

     Было принято решение о постройке дублера "Максима Горького", а затем и серии из 16 машин в пассажирском и транспортном вариантах. Руководство серийным производством было поручено Б. А. Саукке, бывшему до этого ведущим инженером по "Максиму Горькому". К этому времени двигатели М-34ФРН, стоявшие на "Максиме Горьком", были модернизированы. На дублере АНТ-20 (Л-760, ПС-124) вместо восьми прежних двигателей было поставлено шесть новых М-34ФРНВ с той же, суммарной мощностью. Тандемная установка с фюзеляжа была снята, что улучшило аэродинамику самолета.

     15 мая 1939 г. летчик Э. И, Шварц впервые поднял самолет Л-760 в воздух с Казанского аэродрома. Машина успешно прошла испытания, и ее передали в Аэрофлот. В 1940-1941 гг. самолет летал на линии Москва - Минеральные Воды, перевозя по 64 пассажира. После начала военных действий Л-760 использовался в Средней Азии для перевозки народнохозяйственных и военных грузов. Самолет разбился в 1942 г. по вине экипажа. В период эксплуатации замечаний к материальной части не было. Серия не строилась, так как стало ясно, что эпоха гигантских тихоходных машин кончилась.
     Заканчивая о них рассказ, надо упомянуть о проекте грандиозного 12-моторного 70-тонного самолета АНТ-26 (ТБ-б), в транспортном варианте - АНТ-28. Предполагалось, что он будет иметь размах крыла 95 м, площадь около 800 м2, сможет нести нагрузку в 25 тс при скорости около 300 км/ч. По самолету был сделан большой объем работ. Помимо продувок, расчетов, изготовления отдельных образцов конструкции была построена геометрически подобная безмоторная модель самолета. Модель- планер с размахом крыла около 20 м - испытывалась в полете летчиком Б. Н. Кудриным.

     В 1932 году под руководством Туполева бригадой П.О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25, который под именем "РД" ("рекорд дальности") позволил выполнить рекордные перелеты из СССР в США через Северный полюс.

     На рассвете 18 нюня 1937 года экипаж Чкалова взял курс на север. Через 63 часа 25 минут, преодолев более 9130 км (8504 км по прямой), машина совершила посадку на аэродроме Ванкувера (США). Полет проходил в сложнейших метеорологических условиях. Достаточно напомнить, что более 15 часов РД летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Лететь приходилось на высоте 4000 м, а иногда забираться и выше 6000 м. Выдержали люди, не подвела техника. Впервые в истории акации два континента были соединены кратчайшей воздушной трассой, проходящей через Северный полюс. Казалось, что такое нельзя повторить. Но через три надели, 12 июля 1937 г., в воздух поднялся второй экземпляр самолета РД. Экипаж в составе М.М. Громова, А.В. Юмашева, С.А. Данилина за 62 часа 17 минут пролетел 10148 км по прямой (около 11500 км по маршруту). Мировой рекорд дальности беспосадочного перелета по прямой был завоеван экипажем М.М. Громова на самолете АНТ-25. После посадки у города Сан-Джасинто в баках оставались горючего еще на полторы тысячи километров, но дальше была Мексика, а визы на перелет ее границы у экипажа не было. Таким образом была доказана возможность выполнения технического задания - беспосадочного полета на 13000 км.

     21 октября 1937 года А.Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении Туполев работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

     Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

     В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

     Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

     Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев.

     Андрей Николаевич Туполев умер 23 декабря 1972 года.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова