сегодня19марта2024
Ptiburdukov.RU

   История не повторяется; а если повторяется, то это уже социология.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

23 августа 1913 года (111 лет назад) открыт памятник Русалочке





23 августа 1913 года в столице Дании Копенгагене был открыт самый первый и известнейший памятник сказочному персонажу – Русалочке Г.Х.Андерсена

Трогательно-романтическая история этой сказочной героини известна всем. Маленькая Русалочка, живущая в своём подводном мире, однажды, во время кораблекрушения спасла прекрасного принца и влюбилась в него. Чтобы воссоединиться с любимым хоть на несколько дней, Русалочка отдаёт колдунье свой красивый голос, обретает вместо хвоста пару ног и отправляется очаровывать своего избранника. Но, увы! Принц женится на другой, обрекая тем самым Русалочку на гибель. У неё есть шанс вернуть свою жизнь обратно: для этого Русалочка должна убить своего возлюбленного. Но Русалочка решает пожертвовать собой во имя любви и превращается в морскую пену.

Балерина и пивной магнат

Грустная сказка о настоящей преданности и чистой любви была написана Г.Х. Андерсеном в 1836 году. Спустя 73 года в Королевском театре оперы и балета (Копенгаген) композитор Фини Энрикес и балетмейстер Ханс Бек поставили по «Русалочке» балет, который возымел огромный успех у тысяч зрителей.

Элен Прайс

Элен Прайс

Среди них был и сын основателя компании «Carlsberg» Карл Якобсен (1842-1914), видный бизнесмен, меценат, большой почитатель искусства.

Отец Карла Якоб Якобсен – известный на весь мир пивовар, в датском королевстве и сегодня почитаем не меньше, чем Пушкин в России. Помимо немалых заслуг в области пивоварения и укрепления экономики страны, Якобсены являлись покровителями деятелей культуры и искусства, а также страстными коллекционерами произведений живописи. В 1882 году Карл Якобсен открыл свою коллекцию для публики, а позднее подарил её государству. Музей Якобсена получил название Новая глиптотека Карлсберга. Здесь выставлены на обозрение произведения искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, обширная коллекция скульптур, среди которых около тридцати работ Родена, а также картины импрессионистов — Мане, Писсарро, Ренуара, Дега, Сезанна и постимпресионистов — Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Боннара и Гогена.

Экономических затруднений основатель Карлсбергских пивоваренных заводов не испытывал, его бизнес развивался великолепно, но не было удачи в сердечных делах. Прима-балерина Датского королевского балета Эллен Прайс не отвечала ему взаимностью. Эллен стала первой исполнительницей партии Русалочки на датской сцене, и в некоторых публикациях её часто путают с другой знаменитой датской балериной – Джульеттой Прайс (1831-1906).

Карл Якобсен

Карл Якобсен

Между тем, Джульетта являлась двоюродной тётушкой Эллен (сестрой её отца). К моменту постановки «Русалочки» она уже умерла и никак не могла вызвать любовь в сердце пивного магната.

Чтобы как-то впечатлить предмет своей страсти, Якобсен заказал в честь балерины Эллен Прайс бронзовый памятник. Современники отнеслись к этому поступку, как к причуде сумасшедшего богача: ставить бронзовые изваяния при жизни человека не принято не только в Дании, но и в любой другой стране.

Элине Эриксен

Элине Эриксен

Однако скульптор Эдвард Эриксен, которого Якобсен нанял для этой работы, знал, что такое великая сила любви и охотно взялся за дело. Эллен тоже сначала дала своё согласие позировать Эриксену, но когда узнала, что Русалочка, по требованию заказчика, должна быть изображена обнажённой, наотрез отказалась. Скульптор не стал долго перебирать моделей и слепил фигуру с собственной обожаемой супруги – тоже балерины Датского королевского балета, Элины Эриксен. Потом ещё долго не утихали споры, насколько Русалочка похожа на Эллен Прайс. Но теперь это уже никого не интересует. Главное, что удалось сделать художнику – передать хрупкую и трогательную, беззащитную красоту андерсеновской героини, воплотить вечную женственность в суровой бронзе.

23 августа 1913 года Карл Якобсен подарил скульптуру родному городу, и маленькая бронзовая Русалочка (рост - 125 см и вес- 175 килограмм) была установлена в порту Копенгагена на гранитном валуне-постаменте.

Многострадальный символ

Бронзовая Русалочка пережила Великую депрессию и Вторую Мировую Войну. Вот уже почти 100 лет она является национальным символом Дании и главной достопримечательностью её столицы. Жители Дании не мыслят жизни без прекрасной статуи и верят, что пока красавица-Русалочка сидит на своем троне, в датском королевстве не случится беды. Миллионы туристов со всего мира приезжают в Копенгаген, чтобы увидеть главную датчанку – Русалочку, сфотографироваться с ней, попросить у неё исполнения желания, окунуться мир своего детства, вспомнив о великом сказочнике Андерсене и его героях.

Возможно, столь высокий статус этой маленькой фигурки послужил причиной тому, что Русалочка чаще, чем любой другой памятник в Западной Европе, подвергалась и подвергается атакам вандалов.

28 апреля 1961 года её волосы были покрашены в красный цвет, а на груди был нарисован бюстгальтер. 24 апреля 1963 года Русалочку опять облили красной краской, а в ночь с 23 на 24 апреля 1964 года какой-то вандал отрезал ей голову.

Полиция не смогла найти преступника. Один шутник, датский сочинитель Jorgen Nash сказал, что он был человеком, который совершил это злодеяние. Он сдал коробку в датский Национальный Музей и сказал, что голова находится внутри. Но по датскому закону вскрыть коробку можно только через 50 лет после смерти дарителя, а он всё ещё жив.

К счастью, сохранилась старая гипсовая форма статуи, и голову Русалочки удалось отлить заново.

С этого момента ночью памятник стал освещаться лучами прожекторов. Первое время возле него дежурил полицейский пост, затем его сняли. Однако летом того же года с Русалочкой вновь приключилась беда: ей отпилили правую руку. На этот раз преступники сами явились в полицию. Ими оказались два подвыпивших парня. Полиция обошлась с хулиганами довольно мягко. Их наказали лишь за «порчу коммунального имущества», а памятник восстановили.

5 августа 1990 года вновь была зафиксирована попытка отрезать Русалочке голову, и фрагмент статуи длинной 18 см был повреждён.

6 января 1998 года усилия вандалов увенчались успехом: Русалочка потеряла голову во второй раз и была сброшена в море.

В 2003 году, в день 90-го юбилея Русалочки, в Копенгагене состоялся грандиозный праздник, в котором участвовали королевский балет Дании, оркестр, салют и 90 живых «русалок», которые плавали в воде позади статуи. Но уже 11 сентября 2003 года (в день годовщины теракта в США) статуя была взорвана и вновь оказалась под водой.

Надо отдать должное датчанам, которые молниеносно привели в порядок свою любимицу и вернули её на прежнее место. Теперь скульптуру отодвинули на 1,5 метра дальше от берега, убрали несколько валунов, чтобы вандалам и неосторожным туристам было труднее к ней подобраться.

Возможно, скоро одиночество главной героини сказки Ганса Христиана Андерсена будет нарушено. Неподалёку от бронзовой статуи Русалочки решено установить 60-и метровый монумент, посвящённый знаменитому датскому скульптору Роберту Якобсену. Он будет выполнен из металла. Общая стоимость монумента составляет более 9,3 миллиона евро. Часть средств выделят родственники скульптора, а часть предоставят крупные датские компании и благотворительные фонды.

Памятники сказочным героям

Установка памятника Русалочке Г.Х. Андерсена породила целую волну создания памятников другим сказочным персонажам. Сегодня сотни сказочных литературных героев из камня, бронзы и стали находятся в разных уголках мира, их знают, любят, помнят и берегут. И это неудивительно: ведь заслуги таких героев перед человечеством (в отличие от заслуг правителей и политических деятелей) невозможно поставить под сомнение.

На родине Г. Х. Андерсена, в Оденсе, третьем по величине городе Дании, установлена скульптурная композиция Дюймовочке. Дюймовочку очень любят и в нашей стране, памятники ей есть в Кемерово, подмосковной Балашихе и в столице Башкирии Уфе. В 2006 году в Киеве открыт светомузыкальный фонтан «Дюймовочка». Бронзовая героиня сказки Андерсена сидит в центре фонтана, диаметр которого составляет десять метров, на шести лепестках из цветного стекла в окружении разноцветных струй воды.

В городе Аделаиде, в Австралии, посреди цветочной клумбы стоит каменная Алиса, героиня чудесной сказки Льюиса Кэрролла. Другой памятник Алисе – в Великобритании, третий – самый известный – украшает Центральный парк Нью-Йорка. Алиса собрала друзей на странное чаепитие, сервированное на шляпке громадного гриба. Вокруг неё Шляпник, Мартовский Заяц, Чеширский Кот, Белый Кролик, кошка Дина и, конечно же, застенчивый Соня.

Нильс в Стокгольме

Нильс в Стокгольме

А в одном из маленьких глухих двориков Стокгольма установлен памятник мальчику Нильсу. Тому самому, что был отправлен Сельмой Лагерлеф в увлекательное путешествие по Швеции с дикими гусями, сидя на спине одного из них - Мартина.

Считается, что крошечный мальчик, росточком в двадцать сантиметров, приносит удачу, деньги, здоровье, а потому его металлическая головка блестит от постоянных поглаживаний. В благодарность же за такое волшебство на него в зимний период надевают вязаную шапочку с шарфиком - чтоб не простудился.

Милый Вини-Пух из очаровательной сказки А.А. Милна, придуманной автором для своего сына, поселился в лондонском зоопарке. Здесь веселому медвежонку в окружении друзей: Кролика, Пятачка, Кенги, ослика Иа-Иа и других зверей, несомненно, комфортно.

А для того, чтобы встретиться с героями сказки братьев Гримм «Бременские музыканты» надо отправиться в Германию. Несмотря на то, что осёл, собака, петух и кот до Бремена не дошли, их через много-много лет, отлитыми из бронзы, поставили на площади города перед зданием ратуши. Их двойники имеются так же в Дрездене.

Есть нечто интересное и в маленьком итальянском городке Коллоди, в честь которого детский писатель Карло Лоренцини взял себе псевдоним. Там с 1956 года стоит скульптура деревянного мальчишки по имени Пиноккио. На пьедестале памятника надпись: «Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от семи до семидесяти лет».

Его ближайший родственник - длинноносый Буратино, представший перед русским читателем в результате трудов А.Толстого, стоит в столице Удмуртии Ижевске на площади Восточного посёлка. Когда и откуда он взялся, никто не знает. То, что он сделан из железа, а не из дерева, не уменьшает любовь горожан к непослушному мальчишке. По праздникам жители приносят ему цветы и наливают стопку водки. В Киеве также установлены памятники папе Карло, Мальвине с Буратино и Пьеро.

В 1977 году перед Николаевским зоопарком была установлена скульптурная композиция героев Киплинга – Маугли и пантеры Багиры. Эти герои стали визитной карточкой и своеобразным символом города Николаева.

Другого сказочного персонажа - героя знамений ленты Ю. Норштейна «Ёжик в тумане», получившего от специалистов в области анимационного искусства пальму абсолютного первенства на «Мультипликационном фестивале Лапута» в Токио, решили увековечить в Пензе. Фигурка размером в 1 метр 20 сантиметров, отлитая в бронзе, встала на одной из центральных площадей города - у здания училища культуры.

Многие герои нашли себе пристанище в парках. В парке российского города Елабуга обосновались чугунные крокодил Гена и его дружок Чебурашка, а в лондонском, примыкающем к Кенингстонгскому дворцу, на берегу заросшего лилиями пруда Серпентайн, стоит Питер Пен, герой детской сказки, написанной Д. Берри в начале ХХ века. В ней рассказывается о мальчике, остававшемся навеки юным.

2 ноября 2007 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета открыт памятник Гулливеру. Скульптурная композиция в виде пяти Гулливеров, каждый из которых стоит друг у друга на вытянутой ладони, воплощает бесконечность и относительность.

В Германии в городке Боденвердер, рядом с домом-музеем Рудольфа Эриха Распэ, находится необычный памятник-фонтан. Мюнхгаузен на лошади, заднюю часть которой отсекло во время сражения. Вода вытекает из лошадиного брюха, не утоляя жажду. Скульптор Бруно Шмиц. Немцы считают барона Мюнхгаузена символом лжеца, а в России ему искренне верят. Ведь в нашей стране каждый день есть место как запланированному, так и незапланированному подвигу. Памятники Мюнхгаузену стоят в Калининграде и Москве.

Царевна-лягушка в Светлогорске

Царевна-лягушка в Светлогорске

Родиной немецкой «Красной Шапочки» является город Швальм. Именно здесь братья Гримм записали эту сказку, и она известна немецкому народу в их изложении. В городе Швальм есть памятник Красной Шапочке и Серому Волку. А ещё здесь есть очень интересная традиция: все девушки на праздники носят красные шапочки, а юноши - маски волков.

В Финляндии есть очень милый памятник Муми-Троллю. Полуметровое изваяние сказочного персонажа было установлено в парке рядом с центральным корпусом Музея Искусств в августе 2005 года в честь 60 годовщины выхода из печати первой книги о Муми-Троллях.

Современное монументальное искусство не обошло вниманием и персонажей русских народных сказок. В Наро-Фоминске можно увидеть памятник Емеле; Царевну-лягушку - в Калининграде и в Москве. В Светлогорске Калининградской области центральным украшением города считается бронзовая Царевна-лягушка, представленная в виде женской фигуры, которая сидит на 2-тонном камне-основании в характерной лягушачьей позе. Губы женщины-лягушки сложены для поцелуя. Создателем этой композиции является уроженец Светлогорска - художник Олег Мелехов.

Можно найти наших сказочных героев и на постсоветском пространстве. Памятник мышке-норушке установлен в Литве (г. Клайпеда), а волшебная щука и колобок увековечены на Украине (г. Донецк).

Русалка в славянской мифологии

Что же касается, собственно, Русалочки, то эта героиня Андерсена как-то не прижилась ни в России, ни в других славянских странах. Это объясняется тем, что в восточно-славянской традиции русалки издавна связывались, прежде всего, не с морем, а с нечистой силой, обитающей в непроходимых болотах и лесных чащобах («русалка на ветвях сидит»).

Русалка, Билибин

Русалка
рисунок Билибина

В русском и украинском фольклоре русалка называется также шутиха, купалка, водяница, лоскотуха, шишига и другими не самыми ласковыми прозвищами.

В Малороссии и в Галиции существовало два рода представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествлялись с мавками (умершими младенцами), по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) поляков и «вилами» сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами и умели «запирать» воды. В украинских сказках в русалок обращаются умершие девицы и дети, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого специально утащил водяной к себе в услужение, а также некрещёные дети. В балете «Жизель», сюжет которого основан на пересказе Г.Гейне одной из славянских легенд, главная героиня также становится «вилой» (русалкой) после своей смерти.

Славянские русалки мало похожи на красавиц-сирен, населяющих мифологию «морских» средиземноморских и скандинавских народов. У них нет ни рыбьих хвостов, ни чешуи, ни чудесного голоса; они вполне человекоподобны и, скорее, напоминают собой лесных нимф или духов (причём не всегда добрых и безобидных).

Согласно русским народным преданиям, русалки живут в лесах, раскачиваются на ветвях деревьев, ходят голыми, а также в похищенной у людей рваной одежде. Русалку всегда можно опознать по распущенным, нечёсаным волосам или рваному сарафану. Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Напротив, с молодыми парнями и мужчинами русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину и утащить в свой мир. Но маленьких детей они любят: заблудившегося малыша спасут от диких зверей, выведут из леса.

В славянской традиции есть масса заговоров от русалок, а в русских деревнях издавна существовал целый кодекс, определяющий ритуал поведения человека при неожиданной встрече с русалкой (мавкой, купалкой). Если русалки (одна или несколько) будут приставать к парню или мужчине, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. А лучше всего – уколоть хотя бы одну из них иглой, «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их». Если нагие русалки преследуют женщину или девицу – нужно бросить им платок или другой предмет одежды, тогда они отстанут. Нельзя подбирать найденный в лесу или на берегу реки гребень – русалка ночью придёт за ним.

Образ русалки в искусстве

Фольклорные образы нагих девушек-русалок, исполняющих на берегах рек свои русалочьи пляски, на протяжении всего XIX и XX веков вдохновляли художников, поэтов, композиторов и людей искусства.

В 1811 году в свет выходит «Ундина» — романтическая новелла немецкого автора французского происхождения Фридриха де ля Мот Фуке. Произведение наполнено фантастическими элементами, местами переходящее в сказочное повествование, ставшее классикой мировой литературы. Ундина — русалка, рождённая без души, и, по старому преданию, может получить душу, если её кто-нибудь полюбит. В неё влюбляется рыцарь и женится на ней; любовь его превращает русалку в любящую, преданную женщину. Но дядя Ундины, старый лесной ручей, хочет увлечь её обратно в родную стихию. Благодаря его чарам, семейное счастье Ундины нарушено; муж её влюбляется в приехавшую к ним молодую девушку. Ундина бросается от отчаяния в воду, но когда рыцарь собирается жениться на любимой, Ундина выходит из волн и в день свадьбы умерщвляет рыцаря своим поцелуем. Благодаря прекрасному переводу В.А. Жуковского, «Ундина» получила широкую известность в России. Для образованного общества слова «русалка» и «ундина» на протяжении всего XIX века выступали в виде синонимов.

Русская же интерпретация классического для славян сюжета о русалке-утопленнице была взята А.С. Пушкиным для его неоконченной драмы «Русалка». Её героиня – дочь мельника, ждёт ребёнка от знатного князя, но тот оставляет её, чтобы жениться на другой. Несчастная бросается со скалы в воду, и впоследствии является перед князем в образе русалки, чтобы представить ему его дочь – тоже молоденькую русалочку, утонувшую вместе с ней много лет назад.

Традиционные представления малороссов об этих загадочных существах отразил Н.В.Гоголь в повести «Майская ночь или Утопленница».

На сюжет Пушкина в 1856 году А.С. Даргомыжским была написана его известная опера «Русалка». В 1900 году появилась опера «Русалка» чешского композитора А. Дворжака. Её сюжет в большей степени основан на мифологии западных славян и «Ундине» Ф. де ля Мотт Фуке. В Европе и России большой успех имел балет А. Адана «Жизель», а в Дании уже упоминавшийся нами балет «Русалочка» по сказке Г.Х. Андерсена.

К «русалочьей» теме неоднократно обращались известные русские художники К. Маковский («Русалки») и И. Крамской («Майская ночь»).

Во Львове в 1868—1870 годах (тогда - территория Австро-Венгрии, сегодня - Украины) издавалась галицко-русская газета для женщин «Русалка: Письмо для красавицъ». Издатель и редактор Северин Шехович. В «Русалке» публиковались художественные произведения, светская хроника, полезные советы по ведению хозяйства, заметки о положении женщин в Англии и Германии, о намерении львовянок создать высшее женское учебное заведение. Вышло 24 номера.

Елена Широкова

При подготовке статьи использованы материалы:

Википедия

Русалочка Копенгагена – символ Дании

Яровинская Т. Памятники литературным героям


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова