сегодня19марта2024
Ptiburdukov.RU

   История - наука будущего.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

12 марта 1918 года (106 лет назад) начался «Ледовый поход» Балтийского флота


     1918 год стал для России годом «походов во льду».

     23 февраля «Ледяным походом» Лавра Корнилова начался боевой путь Белой армии. 12 марта «Ледовым походом» из Гельсингфорса в Кронштадт начался Красный Балтийский флот.

     В начале 1918 года существовала реальная угроза захвата кайзеровскими войсками русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (Таллине). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (Хельсинки). 17 февраля Коллегия Морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на ревельский рейд вышли 3 подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация. В этот же день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс первую группу кораблей в составе 2 подводных лодок и 2 транспортов. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

     Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, 2 подлодки, 3 тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты произвели бомбардировку остававшихся в Ревеле кораблей, а к 19 часам этого же дня германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начало движение к Гельсингфорсу. Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед оставлением города группа подрывников из минной школы во главе с Р.Р. Грундманом взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе 5 крейсеров и 4 подлодки. На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка «Единорог». Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и 8 старых подводных лодок.

     Однако перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Корабли необходимо было срочно переводить в Кронштадт. Организатором и руководителем этого перехода стал бывший капитан I ранга А.М. Щастный, с 22 марта назначенный начальником Морскими силами Балтийского моря. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (В.И. Ленин приказывал уводить корабли, а Л.Д. Троцкий - оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, А.М. Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

     С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», крейсеров «Адмирал Макаров», «Богатырь», Рюрик» в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец» в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

     2 апреля, за день до высадки германского десанта «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (Ханко), в гавани Ганге были взорваны 4 подводные лодки типа «АГ», их плавбаза пароход «Оланд» и сторожевик «Ястреб», которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде англичане уничтожили 7 своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, их плавбазу «Амстердам» и 3 английских парохода.

     С захватом Ганге возникла реальная опасность захвата Гельсингфорса, поэтому 5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров «Андрей Первозванный», «Республика», крейсеров «Олег», «Баян», 3 подлодок, и 2 портовых ледоколов. Переход проходил в труднейших ледовых условиях, а так как ледоколы «Волынец» и «Тармо» были захвачены белофиннами, линкору «Андрей Первозванный» пришлось взять их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом «Ермак» и крейсером «Рюрик». 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

     Третий отряд (172 корабля) был разделен на 4 группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь проходившего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным и все же к 22 апреля все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

     12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

     В результате этих героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, 7 ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение. Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода А.М. Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

     Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность. В такой обстановке власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. И она его сделала. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И.И. Вахрамеев, а затем Ф.Ф. Раскольников с единственным поручением - ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

     Содержание секретной директивы Л. Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

     Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А.М. Щастный и М.П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат для получения ордена за Ледовый переход А.М. Щастный по приказу Л.Д. Троцкого был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и использования своей популярности среди матросов против советской власти. После того, как в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, А.М. Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. (По другим источникам он был застрелен в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе). Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года.

     Необходимая большевистской власти «мирная передышка» была получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать статьи Брест-Литовского мира.

Использован материал: А.Н. Болосов Ледовый поход Балтийского флота


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова