сегодня29марта2024
Ptiburdukov.RU

   По-настояшему древней развалиной ощушаешь себя тогда, когда в учебнике истории читаешь рассказ о событиях, которые помнишь, как свежие новости.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Вчера (28 сентября) 29 сентября Завтра (30 сентября)


День машиностроителя


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что в последнее воскресенье сентября отмечается День машиностроителя.

В 2013 году эта дата - 29 сентября.

Этот профессиональный праздник отмечают рабочие и инженеры машиностроительной отрасли.

А между тем, история машиностроения в нашей стране началась задолго до указанной даты. Достаточно вспомнить историю старейшего российского завода, непрерывно работающего в течение уже более чем двухсот лет - Кировского (Путиловского) Завода.

Путиловский завод. Здание башенной мастерской.
Фото начала XX в.

3 апреля 1801 года указом императора Павла I чугунолитейный завод, располагавшийся до этого на острове Котлин, был перенесен в Санкт-Петербург, на восьмую версту Петергофского шоссе. Этот день принято считать официальной датой рождения завода. Первой продукцией «Казенного чугунолитейного завода» - так именовалось предприятие в официальных документах – были пушечные ядра.

Первым директором завода был назначен Карл Гаскойн (1737-1806), к тому времени - один из ведущих промышленников Великобритании. В России он дослужился до чина действительного стацкого советника и был награждён орденами Святого Владимира III степени и Святой Анны I и II степени. При нем на заводе отливались военные снаряды и припасы, затем были введены новые технологии литья. В то же время началось производство весов, гирь, пуговиц, фонарей, ремней с медной чешуёй, было начато первое художественное литьё.

Следующим директором был Адам Армстронг (Шотландия), который управлял заводом 12 лет. В 1810 году завод был удостоен посещением Его Императорским Величеством Александром I. Тогда началась постройка новых каменных мастерских, развитие машиностроительного производства, изготовление паровых машин, механизмов для прокатного отделения, станков. Скульптуры, отлитые в те времена, и поныне украшают Санкт-Петербург.

Наводнение 7 ноября 1824 года стало драматическим событием в истории предприятия: "...самое ужаснейшее опустошение произведено на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе. Число погибших 152 человека". После этого разрушительного наводнения было решено построить аналогичное предприятие – Александровский казенный литейный завод, расположенный за Невской заставой, он вошел в строй 7 сентября 1826 года. С 1 января 1827 года оба предприятия объединили, причем Главная контора находилась на Александровском заводе. Директором назначили инженера М.Е. Кларка (ранее управлял С.Петербургским заводом). Общая дирекция была до 1841 года.

Матвей Егорович Кларк (Шотландия) был награждён орденом Святой Анны II и III степени, орденом Святого Владимира, памятной золотой медалью. С его именем звязано расширение ассортимента выпускаемой продукции: чугунных ядра, бомбы, снаряды для нарезных пушек, крепления и балки для шпиля Петропавловской крепости, железнодорожные мосты через Обводный канал и реку Славянку.

Многие памятники сегодняшнего Санкт-Петербурга, составляющие сокровищницу достопримечательностей города на Неве (Нарвские и Московские ворота, триумфальные ворота в Царском Селе, архитектурные ансамбли в Александрии и Павловске) украшены элементами чугунной и декоративной медной пластики, изготовленными умельцами завода в сотрудничестве с выдающимися архитекторами того времени К. Росси, В. Стасовым. На заводе были отлиты монументальные скульптурные композиции В.И. Демут-Малиновского, С.С. Пименова для арки Главного штаба. Выполнил эти работы чеканный мастер Богдан Иванович Пранг. Также он выполнил декор для Нарвских ворот (за эту работу его наградили золотой медалью на Анненской ленте), Александринского театра, он автор единственной в стране выбитой из листовой меди пары львов, что стоят на Адмиралтейской набережной. Второй золотой медалью на Владимирской ленте Пранг был награжден в июле 1839 года за участие в восстановлении после пожара Зимнего дворца.

В 1854 году, во время Крымской войны, Николай Иванович Путилов (1820-1880) по высочайшему повелению князя генерал-адмирала Константина Николаевича был назначен уполномоченным по сооружению в Петербурге канонерской флотилии и корветов. За успешное выполнение правительственного заказа по созданию канонерской флотилии в благодарность Путилову был преподнесён серебряный венок, число листьев на котором соответствовало количеству построенных судов, и на каждом листе было выгравировано имя одного из кораблей.

В 1868 году Путилов заключает контракт с правительством на изготовление сначала железных, а потом и комбинированных рельсов, а также производство паровозов и вагонов.

Быстроходный паровоз, построенный Путиловым, самостоятельно прибыл в Париж на Всемирную выставку. С этого момента завод приобрёл славу как паровозостроительный.

В 1873 году в целях увеличения капитала для организации производства товарных вагонов Н.И. Путилов учредил первое в истории завода акционерное общество - "Общество Путиловских заводов".

С 1905 на заводе освоен выпуск крейсеров ("Доброволец", "Москвитянин"), в 1907 году спущена на воду канонерская лодка "Кореец". В 1911 году изготовлен самый быстроходный корабль того времени - эскадренный миноносец "Новик".

Накануне I мировой войны Путиловский завод по своим техническим возможностям является наиболее мощным заводом России, крупнейшим арсеналом армии и флота. Завод строил паровые котлы и турбины, артиллерийские башни для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты для крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, много других механизмов. На нем разработана первая башенная установка для военных кораблей, первая зенитная батарея. Численность рабочих на заводе составляла 25 тысяч человек.

В 1915 году завод посетил Николай II, а в 1916 начались массовые увольнения рабочих, прокатилась волна забастовок. С того времени на заводе ведется активная пропагандистская и агитационная работа большевиков, несколько раз его посещает В.И.Ленин.

После Великой Октябрьской Социалистической Революции в 1917 г. И.В.Сталин подписывает Декрет о национализации завода. Директором завода становится Иосиф Феликсович Кржановский - американский гражданин польского происхождения. На территории предприятия он строит новый завод по производству сельскохозяйственных тракторов и плугов по американской технологии. В 1919 г. Кржановский был арестован как агент американской разведки, приговорен к расстрелу и заключен в концентрационный лагерь.

Гражданская война и послереволюционная разруха привели к почти полной остановке производства. К 1921 году на заводе осталось всего около 2 тыс. рабочих. Однако с введением НЭПа начинается постепенное возрождение предприятия: в 1927 был выпущен опытный паровоз серии "М" - самый мощный паровоз того времени (2200 л.с.).

В 1934 после трагической гибели секретаря Ленинградсого губкома С.М.Кирова заводу было присвоено его имя. С тех пор его стали называть "Кировским".

Накануне войны завод разрабатывает легендарный тяжелый танк "КВ" (Климент Ворошилов), а в годы войны - самоходные артиллерийские установки СУ-100, громившие вражеские "Пантеры" и "Тигры". В 1941 году завод был эвакуирован на Урал в г.Челябинск, где на его основе было создано новое производство.

60-е годы.

Ведущим направлением деятельности предприятия становится производство мощных колесных сельскохозяйственных тракторов "Кировец".

70-80-е годы.

Завод осваивает производство турбинных установок для подводных лодок, атомных ледоколов, танкеров, начинает производство танка Т-80, самоходной артиллерийской установки "Пион", зенитно-ракетного комплекса С-300.

В годы "Перестройки" происходит конверсия предприятия и связанное с ней резкое падение производства. В 1992, числе первых, завод переживает процесс акционирования (ОАО "Кировский завод").

В разные годы завод посещали первые лица государства Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин.

На заводе выступали В.В.Маяковский, А.Н.Толстой, А.М.Горький, А.Фадеев, М.А.Шолохов. К.М.Симонов читал свои стихи в ДК им. И.И.Газа.

Кировский завод в годы Великой Отечественной войны

С первых дней войны более 15 тысяч кировцев подали заявления с просьбой направить их в действующую армию, свыше 10 000 человек встали в ее ряды. Значительная помощь фронту была оказана в возведении различных оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

В месячный срок в начале войны было развернуто производство полковых пушек, налажено массовое производство снарядов и мин.

В июне 1941 года сформирован первый стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения, в июле 1941 года ополченцы-кировцы преградили путь врагу на Лужском рубеже.

Для оказания помощи действующей армии созданы: истребительный и танковый батальоны, 10 партизанских отрядов, батальон войск НКВД, диверсионная и разведывательная группы, артиллерийский дивизион, переброшенный от стен завода на Пулковские высоты и прошедший с боями до Берлина.

В начале сентября линия фронта приблизилась вплотную к предприятию, враг был остановлен в трех километрах.

Завод обороняли три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника, круглосуточное дежурство осуществляли бойцы МПВО.

На территории завода и вокруг него было построено 512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, 1 050 метров металлических баррикад с бойницами, 650 противотанковых ежей.

Для Кировского завода – основного производителя танков в стране – первоочередной задачей стало увеличение темпов их выпуска. Был поставлен на серийное производство тяжелый танк КВ (Клим Ворошилов), разработанный в предвоенные годы (1939 г.), созданы условия для ремонта танков, приходивших с фронта. За три первых военных месяца собрано 492 танка КВ (за шесть предвоенных – 393). Из числа специалистов были сформированы три передвижные ремонтные бригады (ПРБ – 21,22,23), предназначенные для ремонта танков на передовой. Две ушли на Ленинградский фронт, одна - на Западный.

В связи с приближением фронта с сентября по декабрь 1941 года прошла широкомасштабная эвакуация танкового и основного артиллерийского производств на Урал. Из блокированного города в Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием переправилось свыше 15 000 кировцев и членов их семей. 6 октября 1941 года по решению Сталина Челябинский завод переименован в Кировский, его директором назначен И.М.Зальцман (директор Кировского завода с 1938 г.), главным конструктором – Ж.Я.Котин. Весь танкостроительный комплекс получил название Танкоград. На Урале увеличен выпуск танков КВ нескольких модификаций, разработан новый тяжелый танк ИС (1943 г.), началось производство САУ.

За период войны Кировский завод дал фронту 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры, более 17 млн. заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков.

За время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», из них 124 часа - под артиллерийским обстрелом. Число артобстрелов – 187.

На Кировский завод было сброшено 4 423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб.

Разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых построек.

На территории завода 2 500 кировцев умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.

В 1941 году директор Кировского завода И.М.Зальцман и главный конструктор танкового КБ Ж.Я.Котин удостоены звания Героя Социалистического труда.

14 кировцев удостоены звания Героя Советского Союза.

В канун 40-летия Победы 4 мая 1985 года за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны Кировский завод награжден орденом Отечественной войны I степени.


Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова