сегодня26февраля2021
Ptiburdukov.RU

   Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Биографический справочник


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Петр Алексеевич Романов

     Царь всея Руси и первый император всероссийский Пётр Алексеевич (Пётр I) родился 30 мая 7180 года по летосчислению «от сотворения мира» (9 июня 1672 года по Григорианскому календарю).

     Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

     В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.

     Так, Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

     Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ — беднее. «Вся преобразовательская его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага... Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: "К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?" Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».

     Б.В. Кобрин утверждал, что Пётр не изменил в стране самого главного: крепостного права. Все развитие российской промышленности базировалось на рабском труде крепостных людей. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем, а крепостнические методы и репрессии привели к перенапряжению народных сил.

     Н.В. Анисимов полагал, что, несмотря на введение целого ряда новшеств во все сферы жизни общества и государства, реформы вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

     Не случайно, таким образом, сложилась ситуация, при которой единственным русским царем, о котором допускалось высказываться в положительном ключе во времена Советской власти, был именно Петр (правда, во времена Сталина к нему добавлялся и Иван Грозный).

     "Окно в Европу", за которое так хвалили Петра, в конечном итоге оказалось пробоиной в днище корабля.

Всероссийский Император Царь 

Биографический указатель

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова