сегодня6июля2020
Ptiburdukov.RU

   Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.


 
Главная
Поиск по сайту
Контакты

Литературно-исторические заметки юного техника

Хомяк Птибурдукова-внука

Вчера (06 июня) 7 июня Завтра (08 июня)


148 лет назад (в 1872 г.) началось строительство Московской конки


В начале апреля 1872 года Общая Городская Дума получила «Высочайшее разрешение на проведение железных дорог конной и паровой». Как выяснилось, желающих получить право на это строительство оказалось много. 28 апреля в Думе проходили торги на право строительства временной конно-железной дороги.

В них приняли участие семь претендентов: это компания «Граф Уваров и К?», князь Голицын, потомственные почетные граждане Попов и Хлудов, генерал Черняев, «Торговый Дом Генике» и купец Ечкин. Победителем торгов стала компания «Граф Уваров и К?».

Строительство конно-железной дороги началось 26 мая (7 июня по новому стилю) 1872 года. Ее прокладывали в основном военные строители, но участвовали и гражданские инженеры, и рабочие.

Она должна была проходить от Смоленского вокзала по Тверской мимо Страстного монастыря (ныне Пушкинская площадь) вниз по Страстному и Петровскому бульварам к Трубной площади, далее по Неглинной улице, через Театральную и Вознесенскую площади до Иверской часовни, находящейся между Общей Городской Думой и Историческим музеем.

Строили довольно быстро, но при этом допускали технические просчеты, да и качество прокладки железной дороги было не на должном уровне. В этом в известной степени была повинна и компания, которая торопила строителей с окончанием работ, не придавая особого значения вопросу безопасности эксплуатации конно-железной дороги.

Первый пробный вагон конного трамвая с пассажирами прошел по Москве 9 июня (21 июня по новому стилю) 1872 года. И сразу же этот рейс показал, к чему может привести спешка и отсутствие должного контроля за качеством выполняемых работ.

Поставщиками двухъярусных вагонов были английские предприниматели. Опыт показал, что они были неудобны в эксплуатации, поэтому вскоре пришлось от них отказаться.

Директор Первого акционерного
Общества конно-железной
дороги В.И. Иванов

Открытие временной конно-железной дороги намечалось на 1 августа. Право на эксплуатацию временной пассажирской линии Общая Городская Дума передала частной компании Гурьева и Новикова. Учитывая, что эксплуатация нового вида городского транспорта являлась делом ответственным, в компанию был приглашен Василий Иванович Иванов в качестве старшего инженера по контролю за техническим состоянием вагонов и путей.

В этот период особенно стали проявляться незаурядные способности В.И. Иванова как хозяйственника и руководителя. Он проявил себя и как инженер высокой квалификации. Благодаря ему было предотвращено чрезвычайное происшествие на дороге, которое могло привести к человеческим жертвам.

Василий Иванович авторитетно доказал руководству компании, что техническое состояние временной конно-железной дороги не может обеспечить безопасность пассажиров, а частые остановки движения вагонов из-за аварий на дороге и трата времени, необходимого для устранения технических неполадок, могут привести к большим убыткам.

Выслушав обстоятельный доклад В.И.Иванова, правление компании Гурьева и Новикова приняло решение о прекращении движения конок по всей линии временной конно-железной дороги в Москве с апреля 1874 года. Практически эта дорога просуществовала чуть больше года. С одобрения Общей Городской Думы с апреля 1874 года началась реконструкция всей линии конно-железной дороги в Москве.

Реконструкция старых и прокладывание новых линий, а также сооружение разъездов, было поручено компании «Граф Уваров и К?». Одновременно компания приступила к строительству трамвайных парков на Миусской площади, и в конце Покровской (ныне Электрозаводской) улицы. Она же стала приобретать новые, более удобные двухъярусные вагоны во Франции.

Учитывая, что большой объем строительных и реконструктивных работ потребует немалых капиталовложений, и органа, который постоянно занимался бы управлением столь внушительным транспортным хозяйством, ведением финансовых операций, перед компанией встал вопрос о необходимости основания акционерного общества.

28 октября 1875 года было основано Первое акционерное Общество конно- железных дорог г.Москвы. В состав правления вошел и В.И.Иванов. Более того, он был избран директором. Эта ответственная должность требовала от Василия Ивановича большого умственного напряжения и умелой распорядительности. Но никто из членов правления не сомневался, что с поставленными перед ним задачами он справится блестяще.

В 1885 году Первое акционерное Общество конно-железных дорог торжественно отметило свой 10-летний юбилей. За это время было перевезено около 225 миллионов пассажиров, огромное количество различных грузов. В юбилейный год ежедневно на линию выходило 110 вагонов.

Если учесть, что тягловой силой вагонов являлись лошади, то можно себе представить, насколько хлопотно было руководить столь большой и сложной структурой, особенно в зимние месяцы. Отсюда напрашивается вопрос: какой же неиссякаемой энергией обладал В.И. Иванов, чтобы обеспечить бесперебойную и, главное, безаварийную работу этой транспортной структуры?

В середине 1890-х годов Общество готовилось к новому серьезному испытанию, связанному с техническим перевооружением трамвайного парка: переводу вагонов городского транспорта с конной тяги на электрическую. Конка уступала место электрическому трамваю.

По материалам Марина Каверина «Он стоял у истоков московского трамвая»

Идея, дизайн и движок сайта: Вадим Третьяков
Исторический консультант и литературный редактор: Елена Широкова